К ВОПРОСУ ОБ ИСЧЕЗНОВЕНИИ РИТУАЛЬНОГО КАННИБАЛИЗМА В ВОЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ВОЛЬФ Александр Евгеньевич В предании о мире между хантами и ненцами сообщается, что после поражения ненцы поклялись больше не воевать с хантами и кинули жребий, выбрав из своего круга воинов жертву. После этого воин был убит, а тело сварено и съедено. На месте пиршества срубили у лиственницы верхушку, и на обрубок дерева поставили то корыто, из которого ели убитого. По свидетельству коллежского регистратора, заседателя суда в Обдорске Юрия Ивановича Кушелевского (1825–1880) эту лиственницу можно было ещё видеть в середине XIX в. недалеко от Пашерцовых юрт и села Обдорска. Скорее всего, ненцы убили своего воина по настоянию хантов, но эта часть рассказа просто утрачена. О развитии событий по такому сценарию косвенно могут свидетельствовать предания, сохранившиеся у других народов: «В данных сюжетах соперник или враг часто предлагает своему антагонисту вкусить мяса или выпить крови его же родственника… Отсюда очевидно, что человеческие жертвоприношения представляются ненормальным ритуальным установлением, а актом индивидуальной мести вследствие родовой или семейной распри» . Из современных исследователей на это предание ссылается Е. В. Перевалова в вопросе установления долговечного мира между хантами и ненцами. Впоследствии художник М. С. Знаменский (1833–1892) иллюстрируя книгу Ю. И. Кушелевского «Северный полюс и земля Ямал. Путевые записки» (1868) обратил на этот рассказ внимание и создал рисунок «Мир заключенный между самоедами и остяками, после продолжительной войны» Надо полагать, что в первой половине XVII века междоусобицы в землях ханты были прекращены, а военное искусство начало трансформироваться в спортивные мероприятия, исключительной функцией которых стала подготовка охотников. В основу состязаний и игрищ легли соревнования эпохи богатырей: стрельба в цель, прыжки в высоту через натянутые ремни, борьба, бег на лыжах, метание друг в друга каменных глыб с помощью ноги, спихивание друг друга с места, и т. д. Военно-ритуальный каннибализм, который практиковался в военных обычаях хантов и ненцев Западной Сибири, являлся неотъемлемой частью ведения войны. Сохранившиеся эпические произведения хантов не дают нам возможности представить полную картину использования этого обряда, когда междоусобные войны считались нормой. В то же время, в эпоху Русского государства династии Романовых, этот обычай в письменных источниках уже не фиксируется. Это обстоятельство позволило автору предположить, что искоренение ритуального каннибализма в военной культуре хантов связано с методами экономического воздействия – ясаком. Преступник должен был платить ясак и за себя, и за убитого, что обрекало виновного на нищенское существование. Фактически междоусобные войны, которые ранее вели хантыйские князья, Русское государство объявило уголовным преступлением. Поэтому исчезновение ритуального каннибализма в военных обычаях хантов, напрямую связано с прекращением междоусобных войн, а этого удалось добиться не ранее второй четверти первой половины XVII века.